livemototravel (livemototravel) wrote,
livemototravel
livemototravel

Categories:

Узбекистан.

Здравствуйте.

Как-то совсем забросил ЖЖ в последнее время. Все репосты, да репосты, потом даже репостить перестал. Между тем, сбылась мечта, которую я когда-то сформулировал в шапке этого блога. "Замутить большое путешествие по Азии". Сделано! :) Прокатились на мотоцикле по Камбодже, основательно проехались по Таю и Вьетнаму. По Камбодже писал отчет, по Таю и Вьетнаму думал тут чего-нибудь начирикать, но потом стало лень, хотя там были интересные приключения.
Потом что-то доллар начал расти, на новогодние праздники куда-либо ехать стало дорого, и я достал из-под полы одну старую идею поездки в Узбекистан, основной целью которой для меня лично были корабли в пустыне Аралкум, образовавшейся на дне бывшего Аральского моря. Аське же, наоборот, хотелось больше древностей: в Бухару и Хиву.


Таким образом, получился достаточно органичный маршрут. Ташкент-Самарканд-Бухара-Хива-Муйнак-Хива (Ургенч)-Ташкент. На все про все 10 дней - нормально.


В последнее время я настолько расслабился, что к поездкам перестал готовиться совсем. Тут так и получилось. Купил билеты, немного прогуглил, что в Ташкенте особо ничего и нет, в Самарканде куча монументальных мечетей и медресе, Бухара и Хива - древности, а в Муйнаке еще не все корабли порезали на металлолом. В этими фундаментальными знаниями и запасной парой носков я и полетел. Аська подготовилась чуть лучше, у нее было больше одной пары запасных носков, насколько я потом заметил :)
Немного удивился не самыми низкими ценами на отели, проглядев booking.com и не стал ничего бронировать. Действительно, на месте все оказалось подешевле, но и соотношение цена-качество отнюдь не в пользу качества.

Ташкент.
Прилетели в Ташкент в районе полпятого утра. Самолет встречали менты и скорая помощь... Менты - чтобы забрать узбека и узбечку, один из которых (вроде бы) вытащих у другой кошелек из сумки, пока она спала. Скорая помощь - чтобы забрать еще одного допившегося узбека на каталке.

На границе нам сказали очень внимательно собирать регистрации по месту пребывания, "иначе могут быть неприятности при выезде".

Ташкент в это время пустой и скучный.


И безумное количество ментов на улицах, для того, чтобы пройти на вокзал, надо показать паспорт и билеты 2 раза, пройти через рамку металлоискателя и зачем-то получить какой-то штамп на обратной стороне билета. Немного погуляв по городу и проторчав на вокзале пару часов, мы сели на поезд в Самарканд.

Справедливости ради, могу сказать, что Ташкент днем - достаточно развитый и вообще, нормальный город с красивым метро.

Самарканд.
Город большой, достопримечательностей полно. Там и Регистан, и мавзолей Амира Тимура, и обсерватория Улугбека.


Все большое и красивое снаружи, но заходишь внурть - почти везде пусто. Медресе давно переделаны под мелкие туристические рынки, на которых продают тарелки, национальную одежду и Пчаки, местные узбекские ножи, которые куются из одного из четырех компонентов: из рессоры, из напильника, из обоймы подшипника или из клапана грузовика.

На окраине Самарканда есть раскопки древнего Афрасиаба, которые представляют собой ничем не примечательный раскоп на фоне довольно живописных ландшафтов.

В целом, когда я ехал в Узбекистан, представлял, что там будет классическая для Азии "движуха", когда на улицах полно народу, и все чем-то заняты. Тут такого нет. Улицы довольно пустынны, люди, кажется, целыми днями только и заняты тем, что сидят на кортах, собираются стайками на обочинах дорог по 8-10 человек для того, чтобы полузгать семки в разгар рабочего дня.

Менты подходят и предлагают различные платные услуги, типа впустить в минарет в Регистане. Что не делает им чести, на мой взгляд. Все ценообразование начинается с вопроса "вы откуда". Потом цены заламываются, и начинаешь торговаться даже за билет в очередную достопримечательность. Серьезно! На кассах цены почти никогда не пишут! Мне это тоже не слишком понравилось, т.к. одно дело - базар, и совсем другое, когда тебе человек должен всего лишь булку принести, а на него приходится тратить время.

В целом, Самарканд оставил приятное впечатление. В основном, размерами сооружений и приятной прогулкой по Афрасиабу. И пловом :)

Бухара.
Я никогда не видел столько дорожных происшествий за одну поездку. На этот раз в поезде какой-то узбек блевал прямо струей в проход между сидячими креслами... Хорошо хоть, в другом конце вагона. Договорившись с таксистом об оплате, поехали с вокзала в центр искать гостиницу. Приезжаем, он мне говорит другую цену :) Тоже копейки, но это в принципе не честно. Накрутил ему хвоста, он мне на прощанье грустным голосом бросил фразу "ну вы же туристы..."
Единственный отель, который мне по-настоящему понравился и соответствовал своим деньгам - Rustam&Zuhra в старом городе Бухары. Очень приятное место.



Бухара гораздо более скучкована, чем Самарканд, старый город не такой монументальный, но гораздо более интересный и аутентичный.

IMG_20150105_114406

Крепость Арк внезапно интересна не только снаружи, но и изнутри. И служит очередным доказательством долбоебизма даже древних узбеков, которые строили ее несколько раз, но - оба-на - каждый раз она падала :) Потом додумались построить на столбах, падать она перестала, но нормальной защитой от врага так и не послужила. Две попытки штурма из двух в разные годы ее существования, оказались успешными.

Да, и в Бухаре совершенно обалденные манты! :)

Хива.
Из Бухары до Хивы можно добраться двумя путями. Первый - на Деу Нексии через пустыню. В одну машину набивается 4 пассажира, для дополнительного гешефта таксист берет еще мешок муки в багажник, который потом сдается у единственной кафешки с самсой, и доблестная шайтан-арба фигачит на значительной скорости по, в целом, хреновой дороге 5-6 часов. Из минусов - только поза гинекологического кресла для длинноногих, вроде меня. Второй - на поезде до Навоя, с пересадкой, затем - до Ургенча, потом на такси до Хивы. Из минусов - 16 часов пути. Конечно мы выбрали позу гинекологического кресла! :)


Хива еще более скучкована, чем даже Бухара.


Там есть старый город, прямо за стенами крепости. По нему и надо бродить. Опять какие-то подлянки, типа, покупаешь единый билет на все достопримечательности, но в каждой из них будет присутствовать бабка, которая будет рекламировать вход куда-то за закрытую дверь за дополнительную плату. Говоришь этой бабке, что тебе это не нужно, она начинает торговаться и сбивать цену в 3 (три!) раза. И, опять же, дело не в том, что это дорого. Копейки! Но поощрять такой подход к туризму я не хотел.




Но общего впечатления о Хиве это не портит. Красиво! И не зря на каждом шагу попадаются значки ЮНЕСКО, не зря.

Муйнак.
Муйнак был портовым городом, потом море ушло, с новообретенной человечеством пустыни ветер щедро распыляет по окрестностям соленый песок с остатками пестицидов, много лет стекавших с полей в Амударью, а оттуда - в Арал. Дети с уродствами и общая атмосфера безысходности прилагаются. Это, правда, памятник не узбекскому долбоебизму, а советскому. Муйнак находится в Каракалпакии, которая уже давно хотела отделиться от Узбекистана, но, конечно, никогда такого права не получит, как минимум потому, что отделяет от остальной страны Хорезм с Ургенчем и Хивой. Как максимум - на территории Каракалпакии расположено множество памятников, имеющих религиозное значение.
Но, в основном, Каракалпакия - это пустыня, ехать через которую придется, правильно! На Дэу Нексии! :)

IMG_20150107_163241

IMG_20150107_163536

По дороге встречается какое-то безумное количество людей на ослах, используемых до сих пор в качестве основного транспортного средства. Рынок домашних животных своеобразен и колоритен:





Муйнак очень ничего! Корабли в пустыне впечатляют!










IMG_20150107_115723

IMG_20150107_121313

Национальные особенности.
Еда не плоха, но каждый день всю жизнь этим питаться я бы не стал. Мясо с мясом, заедая мясом. Остаюсь фанатом грузинской кухни :)

Транспорт кошмарен. Одному водителю говорю, слушай, ну вот ты нас вез четверых на Нексии 6 часов, мог бы давно купить Газель и возить человек по 10. А он мне, нет, таких машин у нас еще не выпускают. Растаможка 100% :) Ездят все либо на старом хламе, оставшемся со всемен Совка, либо на белых Нексиях, Матизах и каких-то игрушечных микроавтобусах. Из свежего автопарка есть Шевроле, для покупки которых надо стоять в очереди 1 год. Автобусы видел только в крупных городах, модели "скотовоз", разумеется. В Хиве есть троллейбусы, причем, с виду, неплохо себя чувствуют.
Да, и почти все автомобили переделаны на газ.

Гордость за страну переполняет каждого узбека, который рассказывает, что уже 5 лет на сбор хлопка не гоняют школьников! Теперь этим занимаются колледжисты и студенты! Прогресс!

Какие-то невменяемые правила аренды земли и выдачи домов по дотациям. Типа, договор на 49 лет может быть расторгнут в любой момент, если арендатор не сдал 4 тонны хлопка с поля. Бред. Зачем тогда делать срок договора 49 лет, когда можно просто каждый год продлевать? Дом могут отобрать, если семья будет меньше 16 человек. А как его тогда в собственность передают? В общем, мозги у властей совсем набекрень.

Узбеки примерно такие же, как и в Москве. Сидят на кортах, шапки носят на макушке, лузгают семки. Говорят, что в кризис работать в России становится не выгодно, и все гастербайтеры решили уехать обратно на родину. Приподносится это с апломбом, типа, кто же у вас работать останется. Я не отвечал ничего с мыслью, что уж как-нибудь да разберемся :)
Русские, постоянно проживающие в Узбекистане (и готовящие ооочень вкусные чебуреки со свининой), говорят, что начинаются нападки в их сторону со стороны узбеков. Вообще, власти спопобствуют проявлениям национализма в нашу сторону, так что жить там становится все труднее, скоро будем ждать волны русских с узбекскими паспортами. Сейчас Каримов вымрет - и будем ждать.

Про пьянство. В Узбекистане пьянства, в нашем понимании, нет. Достать здесь выпивку достаточно сложно (кроме Ташкента, но и тут в открытой продаже вроде не видно), я видел только один магазин бухла в Самарканде, и в Хиве вроде бы был какой-то невнятный отдел алкоголя в единственном супермаркете. В Бухаре, к примеру, вообще непонятно, где люди достают алкоголь, я не видел ни на одной полке даже пива.
По этой причине пьяных мало. Но если человек пьян, то сразу в дрова. За всю поездку видел четверых-пятерых пьяных, но они уже к тому моменту слушали трансляции с других планет. "Немного подвыпимших" нет, и это хорошо, т.к. после восьми на улицах светит только луна, и ходить после этого времени было бы попросту опасно.
Каким-то боком это, конечно, связано с религией, но сильно религиозных людей я здесь не встречал.

Я всегда думал, что самые дурацкие реформы проводят в России, но Узбекистан нас переплюнул. Узбеки переходили на латиницу два раза, в 1920-го (с узбекского) и в 1993-м (с кириллицы). Оба раза что-то шло не так. Букву "х" транслитилировали не как "h", а как "икс". И теперь мы, вместо того, чтобы приехать в Хиву, посетили в Ксиву. А приехали туда из Буксары.
Avtomoyka и aviabilety - это тоже норма жизни.
Но больше всего мне интересно, как у них работает Т9 :)

Менты везде, но мне показалось, не все понимают, куда им продуктивнее деть свободное время. Останавливают меня на входе в метро, просят предъявить рюкзак, открываю - у меня там два здоровенных тесака лежит из напильников. Мент металлоискателем водит, металлоискатель пищит-надрывается, мент говорит, что все нормально, проходите :) Миссия выполнена, ога))

В сухом остатке вот что.
Где-то века до шестнадцатого все было пучком, потом что-то пошло не так, и так все и продолжает идти не так :) При богатом прошлом, настоящее у страны крайне невнятно, а будущее - сомнительно. Я абсолютно не жалею, что туда съездил, но еще больше не жалею, что не стал тратить на эту страну отпуск, смотавшись на новогодние праздники. Ключевое слово всего рассказа, уже пару раз упомянутое и характеризующее все, что там происходит - "долбоебизм".

Все.

Tags: Узбекистан, отчет, путешествие, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments